Контакты

Адрес: 644042, г. Омск, пр. Маркса,18/1, к. 420 "А"
тел/факс: 8(3812)32-13-52
e-mail: mail@ozppss.ru

Обратите внимание
Новости

"Омским страховщикам прописали сокращение", Коммерсантъ-Омск, от 02.10.2006

ОМСКИМ СТРАХОВЩИКАМ ПРОПИСАЛИ СОКРАЩЕНИЕ

По данным новосибирской инспекции Федеральной службы страхового надзора, в Омской области работает 50 страховых компаний, имеющих собственные филиалы и представительства в регионе. Из них 44 - филиалы иногородних страховщиков и только шесть - представители местного бизнеса. Если учитывать и тех, кто только собирает в Прииртышье страховые премии, то общее число страховщиков превысит 80 компаний. За первое полугодие 2006 года страховщики собрали в Прииртышье 1,8 млрд руб., выплаты страховых компаний составили 400,1 млн руб. По мнению экспертов, столичные страховщики могут демпинговать на рынке и вкладывать большие ресурсы в PR-акции. Поэтому в ближайшее время ужесточение конкуренции приведет к дальнейшему сокращению местных страховых компаний.

Свой среди чужих

На 1 августа 2006 года в России было зарегистрировано 920 страховщиков. 458 из них в Москве и Московской области. Суммарный капитал московских компаний составляет больше 60% от капитала всех российских страховщиков. Капитализация региональных страховых компаний крайне низкая. Но даже если сравнивать с соседями по СФО, Омск выглядит очень бледно. В Свердловской области работает 36 местных страховых компаний, в Новосибирске - 26. Из 50 компаний, имеющих в Омской области свои представительства, 44 - филиалы иногородних страховщиков и только шесть - представители местного бизнеса. Причем четыре из них занимаются медицинским страхованием, и только две компании - "Омск-АСКО" и страховое общество "Купеческое" предоставляют другие виды страхования. 
Соотношение "свои/чужие" на страховом рынке Прииртышья постоянно меняется в пользу иногородних компаний. Если сравнивать по доходности, то, к примеру, столичная "Военно-страховая компания" (уставный капитал - 1,7 млрд руб.) за первое полугодие собрала в Омской области 75,9 млн руб., при этом выплаты компании составили 22,4 млн руб. Сборы компании "Ресо-Гарантия" (Москва) (уставный капитал - 3,1 млрд руб.) в Прииртышье за полгода составили 111,5 млн руб., выплаты - 48,1 млн руб. Размеры страховых премий омских компаний выглядят на этом фоне несколько скромнее. Так, объем поступлений от клиентов "Омск-Аско" (уставный капитал - около 40 млн руб.) за полгода составил 68,6 млн руб., при этом компания выплатила клиентам 50,4 млн руб. "Астор" (Омск) (уставный капитал - 40 млн руб.) собрал в первом полугодии 2006 года 46,8 млн руб., выплаты составили 40 млн руб.
Основная причина неконкурентоспособности омичей в том, что их капитализация очень низкая, в Прииртышье нет инвесторов, готовых вкладывать деньги в местные страховые компании. Законодатель постоянно ужесточает требования к размеру уставного капитала страховых компаний. Если раньше можно было открыть компанию с уставным капиталом 40 тыс. руб., то теперь, для того чтобы зайти на рынок, необходимо 30-40 млн руб. в зависимости от того, какими видами страхования компания будет заниматься. Очень многие омские страховщики не смогли сформировать уставный капитал и были вынуждены прекратить свою деятельность. В Прииртышье осталось шесть местных компаний. Всего за первое полугодие 2006 года страховщики собрали в Омской области 1,8 млрд руб., при этом выплаты страховых компаний составили лишь 400,1 млн руб.

Невостребованная классика
Страховые компании предлагают своим клиентам практически любые виды страхования. Но основной сбор премий в Омской области приходится на обязательное медицинское страхование, это порядка половины всех сборов - 437,8 млн руб. Немалая доля приходится на ОСАГО, пользуются спросом страхование имущества и автомобиля - КАСКО. Не очень востребованы классическое страхование жизни - сборы страховщиков по этой статье всего 38 млн руб. и различные виды страхования ответственности, в общей сложности они приносят 2,3 млн руб.
Компании заинтересованы в продвижении своих услуг, причем не просто в увеличении объемов сборов страховых премий. Страховщики стремятся расширять пакет предлагаемых услуг. В этом случае уменьшается вероятность наступления страховых событий. Риски разбрасываются по разным видам страхования. Наиболее активно сегодня продвигается долгосрочное страхование жизни. Компаниям выгоден этот вид страхования, потому что, во-первых, привлекаются длинные деньги - на срок пять, десять, двадцать лет, которые страховщики могут использовать, получая доход. Во-вторых, легко просчитывается убыточность этого вида страхования. Но, несмотря на усилия страховых агентов, долгосрочные проекты не пользуются спросом у клиентов. Люди не верят в такие вложения средств, напуганные историями с "МММ", они не хотят расставаться со своими сбережениями. Кроме того, в России нет культуры страхования, во всяком случае, в постсоветский период она исчезла.

Демпингом и PR-ом
Крупный капитал приходит из Москвы, маленьким местным компаниям тяжело конкурировать со страховыми монстрами, которые могут демпинговать на рынке и вкладывать большие ресурсы в PR-акции. К тому же решен вопрос с открытием рынка для нерезидентов российских компаний. Иностранные страховщики сначала пойдут в Москву, но потом дойдут и до регионов. Они придут со своими страховыми продуктами, технологиями продаж и демпинговыми ценами. На фоне растущей конкуренции предстоит серьезный передел рынка.

Игорь ПУШКАРЬ, председатель омской областной общественной организации "Общество по защите прав потребителей в сфере страхования"