Контакты

Адрес: 644042, г. Омск, пр. Маркса,18/1, к. 420 "А"
тел/факс: 8(3812)32-13-52
e-mail: mail@ozppss.ru

Обратите внимание
Новости

"Не смог остановиться", Континент Сибирь № 31 от 12.08.2011

НЕ СМОГ ОСТАНОВИТЬСЯ

Компания «Росстрах», некогда бывшая крупнейшим игроком страхового рынка в Сибири, вскоре может де-юре уйти с рынка. В этом уверены все опрошенные «КС» страховщики и эксперты, так как де-факто она не работает уже в течение месяца. Вопрос в том, как она уйдет. Пока ситуация развивается по сценарию «АСОПО-СТИФ», хорошо знакомому сибирским страхователям: по-английски.
ОАО «Российская национальная страховая компания» (ОАО «Росстрах») основано в 1992 году в Новосибирске. В 1998 – 2003 годах компания приобрела ряд региональных страховщиков Сибирского региона. В этот период была сформирована группа «Росстрах», в состав которой также вошла перестраховочная компания «Росстрах Ре». 100% акций компании контролирует ООО «Алекс-групп». Региональная сеть «Росстраха» насчитывала более 100 структурных подразделений в 49 регионах РФ. Уставный капитал компании — 1 млрд рублей. По итогам 1-го полугодия  2011 года компания входит в ТОП-15 страховщиков на рынке ОСАГО  —  продала более 324 тысяч полисов ОСАГО на общую сумму в 799 миллионов рублей, страховые выплаты при этом составили 297 миллионов рублей. По итогам 2010  года страховщик занимал 15-е место по объему сборов по ОСАГО в России, получив 1,2  млрд  руб. премии. Компания  «Росстрах» является членом Всероссийского Союза Страховщиков (ВСС) и одним из учредителей Российского Союза Автостраховщиков (РСА). По данным на конец первого квартала 100%-ым  собственником компании является ООО «Алекс Групп».  
Напомним, информация о том, что у страховой компании с сибирскими корнями «Росстрах»  проблемы, просочилась в СМИ еще весной прошлого года (хотя, по словам участников рынка,  они проявились уже в 2008 году,  и именно в тот период нужно было предпринимать экстренные меры: проводить  риск-менеджмент, оптимизировать расходы и т. д.). В конце апреля 2010  года  «Росстрах» приглашали на административную комиссию в ФССН из-за задержки выплат по страховым случаям по полисам автогражданки. В результате к оперативному управлению компанией вернулся ее собственник  —  Алексей Онищенко («КС»  №16 от 30.04.10,  «Снова у оперативного руля»). На короткий период количество жалоб,  поступающих от клиентов в страхнадзор,  уменьшилось. В августе 2010 года  Онищенко вновь решил заняться стратегическим развитием своего актива и доверить оперативное управление наемному менеджеру — гендиректором компании был назначен Дмитрий Солдаткин.
В тот момент эксперты полагали, что страховщику удалось преодолеть кризисную ситуацию. Однако  в марте 2011 года  полномочия Солдаткина были досрочно прекращены,  и его место занял бывший зам Максим Майоров. В этот же период УФССП России по Новосибирской области приняло решение об аресте имущества филиала ОАО «Росстрах» в Новосибирске. Причиной вновь стала задержка выплаты компанией страховых возмещений. Подобные прецеденты происходили и в других регионах присутствия компании. Эксперты страхового рынка заявляли, что у  «Росстраха»  возникли проблемы из-за неправильного формирования страховых резервов, а также преобладания в портфеле таких рисковых видов страхования, как ОСАГО и КАСКО.  Впрочем, даже тогда собеседники «КС» не исключали, что «Росстраху» и в этот раз удастся разрешить ситуацию и остаться на рынке. («Ошибки стратегии»,  «КС»  №11 (704), март 2011).
В июне 2011 года лицензия «Росстраха» в части ОСАГО была ограничена. В РСА сообщали, что компания выразила желание сдать в союз оставшиеся у нее бланки полисов ОСАГО. 13 июля 2011 года генеральным директором «Росстраха» был назначен Дмитрий Муковкин, включенный ранее в «черный список ФССН»  как руководитель страховой компании, ушедшей с рынка, не выполнив обязательств перед клиентами (источник «Страховая правда»). 4 августа, вопреки ожиданиям участников рынка, ФСФР подписала приказ о пролонгировании срока ограничения лицензии компании. Это означает, что отзыв лицензии, позволяющий потерпевшим обращаться за компенсационными выплатами в РСА, переносится на более поздний срок. Решение в ФСФР объяснили «появлением дополнительных оснований, неисполнением надлежащим образом в установленный срок предписаний».  На текущей неделе в СМИ появилось сообщение о том, что Арбитражный суд Москвы зарегистрировал заявление Росстрахнадзора о признании ОАО «Росстрах» банкротом. Правда, чуть позже ФССН опровергло эту информацию.
Опрошенные  «КС»  участники рынка заявили, что финал,  к которому идет «Рострах»,  был предсказуем.  «Применявшиеся в последние два года принципы работы «Росстраха»  ожидаемо должны были привести к такому финишу, весь вопрос:  когда? Жалобы стали непременным спутником работы данного страховщика еще года  четыре  назад», — отмечает директор Новосибирского филиала СГ «Спасские ворота» Андрей Черников.  По оценкам гендиректора «Агентства страховых споров» Максима Седова, причины неблагополучия «Росстраха» следует искать не во внешних факторах, а внутри компании. Среди таковых, в первую очередь, следует выделить непродуманную политику формирования клиентского портфеля. «Создается впечатление, что компания ошибочно сделала слишком большую ставку на страхование ОСАГО, при этом нагрузив клиентскую базу чрезвычайно убыточными клиентами.  Другими словами, причина печального положения дел — пресловутые ошибки в управлении», — говорит Седов.
«Сложная ситуация, в которой оказался  «Рострах», на мой взгляд, процесс полностью рукотворный, — говорит и вице-президент по региональному развитию компании «АльфаСтрахование» Сергей Меркулов. — В том смысле, что роль топ-менеджеров, управляющих компанией, как раз должна была сводиться к тому, чтобы мониторить недобросовестных контрагентов-посредников, контролировать размер КВ, выстраивать работу с убытками и претензиями, управлять РВД и пр. А, как известно, именно с этими основными элементами работы компании, обеспечивающими ее устойчивое финансовое положение, и были проблемы. То есть вывод прост — либо это отсутствие профессиональных компетенций руководства компании, либо осознанная политика, направленная на неконтролируемый рост с неправедной и всем известной целью».
Председатель правления Общества по защите прав потребителей в сфере страхования (Омск) Игорь Пушкарь также отмечает, что по итогам 2010 года в портфеле «Росстрах» доля ОСАГО составляла 58%, а в первом квартале  2011 года  резко увеличилась до 72%. «Понятно, что страховщик не может долго  работать с таким разбалансированным портфелем. Очевидно, что руководство  сознательно делало ставку на ОСАГО, так как в Омске комиссии агентам по этому виду доходили до 30%, а то и больше. Компания делала все, чтобы осложнить процесс получения  денег пострадавшими клиентами. Например, в последнее время принимали документы по страховым событиям только по пятницам», —  рассказывает собеседник  «КС».
Директор филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» в Новосибирске Евгений Козлов полагает, что  «Росстрах» подкосило желание получать быстро и много. При этом  либо мало платить, либо не платить вообще.  «Похоже, страховые резервы в компании не формировались, а работа шла "с колёс". Есть новые клиенты — есть выплаты, нет клиентов — нет выплат. Такой бизнес обречен по определению. Компания ориентировалась на высокое комиссионное вознаграждение и низкие тарифы, а это сочетание чревато для любой страховой компании серьезными финансовыми проблемами».
В том, что некогда очень крупный игрок вскоре уйдет со страхового рынка, не сомневается ни один из опрошенных «КС» экспертов. Вопрос в том, как он это сделает. «Сегодня доля жалоб на «Росстрах» в целом соответствует их доле рынка. Однако  полагаю, что банкротства компании едва ли удастся избежать, — уверен Седов. — Слухи о банкротстве впервые появились слишком давно. И, что самое печальное, несмотря на красноречивые опровержения, они  все больше и больше подтверждаются действительностью. Ключевой ресурс любой страховой компании — доверие к ней клиентов и их вера в надежность компании. Страховщик, слухи о банкротстве которого будоражат рынок столь длительный срок, едва ли стоит рассчитывать на сохранение доверия. А без сбора страховых премий обслужить имеющиеся обязательства   —  едва ли посильная для компании задача». «Банкротство — это цивилизованный способ выхода из создавшейся ситуации, — соглашается Черников. — Только реализовывать его нужно гораздо раньше, а не в тот момент, когда уже и приставами описана половина имущества, и активов, скорее всего, в компании нет».
Ряд собеседников «КС»  заявили, что принципы ухода «Росстраха» с рынка напоминают уже знакомую сибирякам схему, использовавшуюся собственниками «АСОПО-СТИФ», которую можно охарактеризовать как преднамеренное банкротство. Так, «КС» сообщили, что компания якобы уже переоформлена на других собственников, то есть старые владельцы формально не несут ответственность за ситуацию в бизнесе (подтверждения найти не удалось — «КС»).  В офисах «Росстраха» уже практически никого не осталось,  и досье клиентов в большинстве случаев просто свалены кипами в коридорах, так как в кабинеты уже въезжают другие арендаторы.
«В «АСОПО» хотя бы работали люди, которые помогали клиентам найти их дела. Здесь страхователи предоставлены самим  себе. Если ты успел забрать свое дело в середине —конце июля, то хорошо. Если нет, то найти его в свалке документов сейчас невозможно», — заявил «КС» один из клиентов «Росстраха» по ОСАГО, перешедший в компанию из   «АСОПО».
Большинство собеседников «КС» заявляют, что в данной ситуации крайне странным является поведение надзорных органов и регулятора. «Считаю, что наш уважаемый мегарегулятор должен действовать оперативнее и решительнее при получении информации о "плохом" состоянии страховщика. Так как негативная информация очень плохо отражается на имидже развития страхового дела в России», — говорит Андрей Черников. «Самое странное заключается в том, что им дают спокойно уйти. Серьезные проблемы у «Росстраха» уже как минимум год, но за это время ни одного выступления на эту тему в прессе ни надзорных органов, ни РСА, ни других представителей страхового бизнеса, которые в принципе любят покритиковать конкурентов, я не увидел», — заявил «КС» один из участников рынка на условиях анонимности.
Последствия ухода «Росстраха» будут болезненны для всех участников страхового процесса. РСА, скорее всего, придется выплатить клиентам компании рекордное возмещение по ОСАГО из фонда, на который «скидываются» добросовестные страховщики. В июне, по информации РСА, потенциальный объем невыполненных обязательств ОАО «Росстрах» составлял от 558 млн руб. до 1,12 млрд руб. Клиенты, заключившие в компании договоры добровольного страхования, не получат ничего. Между тем, страховщик достаточно активно работал  с банками на рынке «Автокаско» кредитных машин.
«У нас в регионе много пострадавших владельцев полисов КАСКО. «Росстрах» активно работал с банками, продавая заемщикам полисы по низким тарифам, но с большой франшизой и обязанностью сразу оплачивать страховку за весь  срок кредитования — 3-5 лет. Сейчас этот полис не защищает автомобили, являющиеся предметом залога, и банки-кредиторы заставляют заемщиков покупать новый полис КАСКО в другой компании, —говорит Игорь Пушкарь. — Защищая интересы клиентов, мы обращались в суд, выигрывали дела, отправляли исполнительные документы в банки, в том числе в Москву, но  нам приходили ответы, что у компании нет средств на счетах. То есть  никто людям потерянных денег не вернет».
В «Росгосстрахе» «КС» признались, что у них возникают определенные недоразумения из-за созвучия наименований компаний. «Наши клиенты начали обращаться в «РОСГОССТРАХ» и в СМИ с соответствующими вопросами. Но мы не видим в этой особой проблемы, поскольку компания «РОСГОССТРАХ» работает на рынке 90 лет, заслужила солидную репутацию, а подобные недоразумения являются временным явлением и не могут повлиять на отношение клиентов к нашей компании. Мы объясняем людям, что у них нет поводов для волнений, все офисы компании работают в обычном режиме, и  «РОСГОССТРАХ»  выполняет все свои обязательства перед клиентами, —  заявили в пресс-службе компании. — К сожалению, подобные случаи не являются чем-то необычным. Во многих регионах своего присутствия «Росстрах» в свое время открывал офисы по соседству с нашими офисами, и мы неоднократно сталкивались с тем, что к нам обращались за урегулированием убытков клиенты «Росстраха», которые были абсолютно уверены, что они застрахованы в компании «РОСГОССТРАХ». Поэтому мы всегда советуем клиентам быть внимательнее».
Участники рынка считают, что ситуация в «Росстрахе» нанесет ущерб репутации РСА и ФССН (можно было принять превентивные меры), а также серьезный урон по имиджу всего страхового рынка РФ в целом. «Уход  «Росстраха» — это очередной подрыв доверия страхователей  к страховщикам, на которых перенесется весь негатив», — констатирует Евгений Козлов. «Последствия всем профессиональным участникам рынка ОСАГО известны — соответствующие компенсационные фонды РСА еще более «похудеют». А это для ответственных участников страхового рынка всегда вопрос болезненный», — добавляет Сергей Меркулов.
Собеседники  «КС» также заявили, что некрасивый уход из страхового бизнеса нанесет удар по репутации и самих собственников: Алексея Онищенко и его супруги — депутата Госдумы Ольги Онищенко. «Эта ситуация крайне некорректна с точки зрения бизнес-репутации. Семейных ресурсов и активов, которые есть у пары, было достаточно для урегулирования ситуации. Почему этого не было сделано,  непонятно,  —  заявил «КС»  один из участников рынка. — Возможно, финансовые интересы преобладали над репутационными. Собственник сделал ставку на деньги или не смог вовремя остановиться, как в казино. Результат — уход по-английски».
Kомментарий из ФССН, РСА и «Росстраха» «КС» получить не удалось.

Юлия Данилова                                   http://www.ksonline.ru/stats/-/id/459/