Контакты

Адрес: 644042, г. Омск, пр. Маркса,18/1, к. 420 "А"
тел/факс: 8(3812)39-69-25
e-mail: mail@ozppss.ru

Обратите внимание
Новости

"Автогражданку" доведут до ума", АвтоОмск 14.02.2006

АВТОГРАЖДАНКУ ДОВЕДУТ ДО УМА

Какие тенденции в развитии ОСАГО обозначил минувший год и что новенького еще ожидает «автогражданку»? На эти и другие вопросы отвечает председатель областного Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь

Рынок ОСАГО становится чище
По данным Центра стратегических исследований информации и анализа «Росгосстраха» почти 95% опрошенных автовладельцев, живущих в крупных городах, застраховали свою гражданскую ответственность. Нужно признать, что на сегодняшний день ОСАГО стало самым массовым видом страхования в нашей стране.
Увеличилась доля выплат по сравнению с собранной страховой премией. Например, по итогам 2003 года соотношение платежи/выплаты было чуть больше 5%, в 2004 году этот показатель превысил 39%, а в 2005 году страховщики выплатили уже почти 50% от полученных денег. Эта тенденция закономерна. Опыт европейских стран показывает, что максимальная убыточность по обязательному страхованию приходится на третий-пятый год действия закона, так что в ближайшем будущем нашим страховщикам еще придется испытать все прелести «автогражданки».
Еще одна особенность минувшего страхового года – начало «очищения» рынка ОСАГО. На сегодня 10 страховых компаний покинули рынок. Филиалы двух («Доверие» и «Росмедстрах») работали в нашей области. Это обстоятельство вызывало смятение и панику в рядах потерпевших. РСА пришлось в срочном порядке инициировать поправки в закон «Об ОСАГО», согласно которым страховые возмещения клиентам компаний с отозванными лицензиями будут производиться из резервного фонда Российского союза автостраховщиков, куда все компании, занимающиеся «автогражданкой», делают свои отчисления. Полномочия по закрывшимся компаниям в нашей области переданы «Росгосстраху», «РЕСО-Гарантии» и т. д. Задача этих компаний - проверить полноту и правильность представленных документов, сформировать выплатное дело и передать эти материалы в РСА. После этого средства из резервного фонда должны будут поступить на расчетный счет потерпевшего.

Платят мало и с задержками
Основная причина обращений граждан в наше Общество - задержка выплаты страхового возмещения. Несмотря на то, что срок на выплату (15 дней после получения последнего документа) прямо предусмотрен законом, нередки случаи, когда страховщик не соблюдает этот срок. В нашей практике были случаи, когда задержка выплаты составляла более года. Большое количество жалоб связано с несогласием потерпевших с размером страховых возмещений, а также с отказами в выплатах.
Был случай, когда потерпевший просил подать иск о возмещении ущерба по ОСАГО к своей страховой компании. Наши разъяснения о том, что выплату должен производить страховщик, виновника ДТП, не убедили автолюбителя, и он решил сам обращаться в суд. Некоторые виновники ДТП требовали, чтобы страховые компании восстанавливали не только автомобиль потерпевшего, но и их транспортное средство.

Слабые места «автогражданки»
Одним из явных минусов закона об ОСАГО является несоответствие ряда его положений другим законодательным актам, а также неясность некоторых норм.
В частности, много споров, в том числе и судебных, вызывают ситуации с определением понятия «внутренняя территория организации», правом страховщика на годные остатки транспортного средства и т. д. К счастью, совсем недавно Верховный суд высказал свое мнение по поводу возмещения утраты товарной стоимости (УТС) и разъяснил, кто же должен производить выплату в случае, если виновник в ДТП не был записан в страховом полисе. В постановлении президиума Верховного суда Российской Федерации говорится, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля и поэтому она подлежит взысканию со страховой организации по договору ОСАГО в переделах страховой суммы.
Верховный суд осветил еще одну «темную» страницу «автогражданки», когда причинитель вреда не был вписан в полис в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством. Судебная практика по таким делам в различных регионах складывалась неоднозначно. Были судебные решения в пользу потерпевших, были и обратные примеры. Теперь принято решение, что потерпевший имеет право требовать возмещение ущерба со страховой компании, даже если виновное лицо не было вписано в страховой полис.

Как ее улучшить?
О том, что закон об ОСАГО нуждается в улучшении, высказывались и президент, и члены правительства, которые считают, что систему обязательного страхования следует развивать путем внесения изменений в закон и в другие нормативные акты, разработанные в соответствии с ним. Первые шаги в этом направлении сделало Министерство финансов РФ, подготовив два законопроекта с поправками в закон об обязательном страховании.
В одном из этих документов содержится ряд существенных новаций:
Во-первых, предлагается увеличить размер возмещения в случае причинения вреда здоровью потерпевших в ДТП до160 тыс. рублей на каждого. В существующей редакции максимальная страховая сумма равняется 240 тыс. рублей на всех потерпевших. Необходимость подобного изменения подтверждает несчастный случай, произошедший в начале лета на одной из трасс нашей области. Заснув за рулем, водитель молоковоза выехал на полосу встречного движения и столкнулся с пассажирским автобусом. В результате этого ДТП несколько человек погибли, а более 20 получили серьезные повреждения. Рассмотрев представленные потерпевшими документы, страховая компания в полном соответствии с законом, выплатила 240 тыс. рублей на всех потерпевших. Ну, о какой реальной защите имущественных интересов здесь может идти речь ?
Во-вторых, очень важным нововведением, о котором больше всех говорили дачники и садоводы, является планируемое снижение минимального периода страхования с шести месяцев до трех.
Еще одним положительным моментом следует признать включение в законопроект разъяснения понятия «внутренняя территория организации». В моей практике были ситуации, когда страховщики считали внутренней территорией организации автостоянки, автозаправочные станции, да и просто прилегающие к жилым домам участки дорог. Если эта поправка будет принята, то закон станет более понятным для всех участников страховых отношений, а количество судебных споров заметно уменьшится.
Одна из предлагаемых поправок, думаю, придется по душе и водителям, и инспекторам дорожно-патрульной службы. Речь идет об упрощенной процедуре урегулирования мелких ДТП без привлечения сотрудников милиции в случае взаимного согласия обоих водителей.
К менее значимым изменениям можно отнести отказ от стикера (наклейки на лобовое стекло). Планируется, что все эти поправки будут приняты и вступят в силу уже в этом году.
Большие надежды связывают страховщики и с созданием автоматической информационной системой ОСАГО (АИС), которая позволит компаниям получать из различных ведомств, в том числе ГИБДД, информацию о транспортных средствах и их владельцах, договорах страхования, проданных полисах, страховых случаях, а также статистические и иные данные, связанные с обязательным страхованием. Единая база данных позволит выявлять фальшивые полисы и эффективнее бороться со страховым мошенничеством.

Уловки страховщиков
Способов обмана страховых компаний для получения выплат, в том числе и по ОСАГО, достаточно много, но я бы не хотел давать бесплатные уроки страхового мошенничества.
У страховщиков тоже есть свой арсенал «маленьких» хитростей. Например, задержку выплат некоторые страховые компании объясняют тем, что документы отправлены в головной офис и необходимо дополнительное время на принятие решения. Потерпевшим нужно помнить, что срок на выплату установлен законом и страховщик должен соблюсти все формальности в 15-дневный срок.
Еще один способ, который используют недобросовестные страховщики, состоит в том, что они предлагают потерпевшему для установления виновника ДТП обратиться в суд. Мол, только суд устанавливает вину, и как только будет судебное решение, компания с радостью произведет выплату. После того как решение суда о взыскании ущерба с виновника ДТП вступит в законную силу, страховщик тут же отказывает в выплате, ссылаясь на то, что суд уже определил, кто же должен возмещать убытки. А вот со взысканием с виновника часто возникают проблемы, так как у многих просто нет средств для исполнения судебного решения. Поэтому, подавая иск к виновнику ДТП, необходимо привлекать в качестве соответчика страховую компанию.

Идеальная «автогражданка»
В идеале «автогражданка» должна выглядеть так. Потерпевший вызывает на место происшествия агента или аварийного комиссара своей компании, передает ему документы и ключи от машины и спокойно едет домой. На время ремонта страховщик предоставляет потерпевшему в аренду автомобиль аналогичного класса. Эвакуацией транспортного средства, его оценкой, ремонтом и урегулированием всех вопросов занимается страховая компания. Но нужно понимать, что за подобный сервис, если он будет, придется платить дополнительно.

Прогноз-2006
Так как практически все транспортные средства страны уже имеют полисы «автогражданки», в ближайшие годы объем страховой премии по ОСАГО будет увеличиваться незначительно, в основном, за счет роста автомобильного парка. Наверняка еще более сократится количество страховщиков, занимающихся обязательным страхованием. По прогнозам Федеральной службы страхового надзора, через два-три года на рынке останется треть от существующих ныне компаний. Понятно, что шансы разориться у крупных и известных страховых организаций намного ниже, чем у мелких. Поэтому, выбирая себе страховщика, нужно учитывать и этот фактор.

http://www.autoomsk.ru/autoarticles/show/4